Конфликт интересов духовенства или конфликт православной паствы?
Церковь у нас отделена от государства. И ладно бы, если б дело касалось Русской православной церкви. Но ведь по факту получается, что российское общественное мнение беспокоят дела христианских епархий в чужом государстве! Украинская православная церковь – УПЦ, как известно, год назад вышла из лона Московского патриархата и стала сугубо поместной (собор УПЦ в мае 2022 года объявил о её полной самостоятельности и независимости от МП). Картина сейчас выглядит так, что УПЦ является крупным владельцем активов, но не поддерживается руководством страны, а раскольничья Православная церковь Украины – ПЦУ – официально поддерживается, но своего имущества в сравнении с «конкурентами» почти не имеет и считает это несправедливым. Таким образом, налицо попытка передела собственности между двумя соперничающими организациями. На наш взгляд, здесь на первом плане фигурируют экономические и политические вопросы, религиозными приципами и убеждениями участники коллизии лишь прикрываются. А прихожане во всей этой истории выступают лишь как разменная монета. Возможно, это и не слишком популярная точка зрения в российском обществе, но кто оспорит вышеизложенное, сказав, что мы не правы?
Итак, киевский режим заверил, что будет использовать легитимные методы удаления живущих, служащих в Печерском православном монастырском комплексе насельников и священников. Предлог, чтобы избавиться от них – «лояльность русской материнской церкви вредит интересам Украины, особенно в условиях военного вторжения РФ».
Поскольку обитатели монастыря не собираются покидать его стены, обещание властей выдворить их законным путем, по-видимому, является скрытым предупреждением, дескать, видит Бог – мы этого не хотели, вы сами пошли на обострение. Мы лишь адекватно реагируем на неповиновение! Но как себе представляют безосновательное выселение представители хунты Зеленского, неизвестно. Решение суда об отчуждении отсутствует, закон монахи не нарушали, недвижимость добровольно никому передавали…
Выходит, Минкульт Украины превысил свои полномочия, объявив о разрыве договора аренды монастыря в одностороннем порядке и потребовав от братии покинуть лавру 29 марта, чего, как мы знаем, не произошло. Остаться было разрешено тем, кто добровольно перейдёт в ПЦУ. Дело в том, что лавра, являющаяся к тому же культурно историческим заповедником (её архитектурный комплекс внесён в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО), частично уже захвачена раскольниками. Фактически налицо там административное двоевластие.
Эпоха религиозных войн возращается?
Так уж вышло исторически, что на Украине находятся три лавры (самых главных мужских монастыря): Успенские Святогорская, Почаевская и Киево-Печерская. К слову, первая и третья в советское время были превращены в музеи и не действовали. С обретением Украиной государственного суверенитета они были возрождены под началом Московского патриархата, т.к. другого в тот период и не существовало. В настоящий момент Святогорская лавра сохранила принадлежность к МП, сейчас она находится в непосредственной близости от линии боевого соприкосновения. Что касается Почаевской, то её нынешний статус остаётся двойственным: до 2018 года она относилась к Тернопольской и Кременецкой епархиям УПЦ, но Минюст Украины отменил своё решение 2003 года о передаче комплекса церковникам и вернул его в распоряжение Кременецко-Почаевского государственного историко-архитектурного заповедника; с тех пор гонения на священнослужителей в этой западноукраинской обители лишь усиливаются, но те не сдаются.
Киево-Печерская лавра – пожалуй, наиболее почитаемое место не только для РПЦ и УПЦ, но и для всего христианского мира византийского обряда. Помимо прочего, здесь покоятся мощи (останки великих святых) преподобных Антония, Агапита, Николы Святоши, Нестора Летописца, Марка Гробокопателя, Ильи Муромца и др., а также мироточивые главы.
Как известно, церковь вне политики или, по крайней мере, должна быть вне политики. Ибо в противном случае это проиворечит её примиренческой и пацифистской сути. Однако до предела политизированной украинской общественности это не нравится. Не нравится, что УПЦ МП «не высказалась определённо по действиям России в отношении Украины» и «не осудила Кремль за агрессию». Посему-де она себя дескредитировала своей заангажированностью. Украинские спецслужбы вообще расценивают УПЦ не иначе как рассадник пророссийских настроений. То, что она уже без малого год как не относится к МП, для них не аргумент. Украинские чиновники, не стесняясь, силой расправляются с её приходами, которые они рассматривают в качестве потенциальной подрывной силы, выполняющей враждебную путинскую волю.
Наследники Мазепы отомстили за шведов, подорвав «Северный поток»
Во всём мерещится путинская рука
И вот ведь какой нелепый парадокс получается: «шпионская» церковь, «несущая угрозу государственной безопасности и ведущая подрывную деятельность» пользуется всеобщим доверием, что признают сами оппоненты. Хотя парадокс превращается в норму, когда перестаёшь отождествлять народ Украины и украинский режим. Власть такое положение вещей не устраивает, и она всеми доступными методами заставляет население переходить из «пророссийской» церкви в «новую православную церковь». Действительно, в плане богослужения, отправления христианских обрядов они похожи, если не идентичны; как мы уже подчеркнули выше – их разделяют небожественные материи – политика и национализм. Но только недалёкие деятели могут не учитывать, что значит для набожного человека соблюдение устоявшейся традиции. Поэтому неудивительно, что всякого рода репресии в виде посягательств на свободу вероисповедания вызывают у жителей Украины лишь отторжение и протест. Наместник лавры, митрополит Павел (Лебедь) в этой связи даже вынужден был выступить с видеообращением к Президенту Украины Владимиру Зеленскому:
«Вы хотите отнять веру у людей, отнять последнюю надежду? Не указывайте нам, в какую церковь идти!».
А между тем, СБУ придерживается принципа «бывших друзей Москвы не бывает». Её сотрудники не обращают внимания даже на такие, казалось бы, знаковые заявления главы Информационно-просветительского отдела УПЦ митрополита Климента:
«Я не могу гарантировать, что все наши священники поддержали Украину в конфликте. Но ведь некоторые учителя и другие воспитывающие душу наставники также не поддерживали государство, однако не подвергались нападкам. Мы все останемся, для ухода отсюда нет законных оснований. Подан судебный иск против действий правительства и посмотрим, как это дело проверит на пригодность демократическо-плюралистический статус родного общества. Наши верующие не совершают террористических актов, их сыновья и дочери сражаются на войне. Я сам гражданин Украины, и я поддерживал Украину всю свою жизнь».
Казалось бы, ну что ещё больше? Владыка открыто признался в симпатиях к воинам ВСУ, в любви к Украине… Однако десятки украинцев – духовных лиц, до недавнего времени подвизавшихся в Московском патриархате, после начала спецоперации были заключены под стражу по обвинению в шпионаже в пользу РФ и даже в содействии нанесению российских авиаударов! Только за последний месяц власти арестовали или публично объявили в качестве подозреваемых более 30 священнослужителей и монахинь. Стоит ли удивляться, что г-н Зеленский (которому вообще-то как лидеру нации негоже проявлять активность по этой части) заявил: упомянутая высылка, затрагивающая около 200 монахов и 300 послушников лавры, необходима для «духовной независимости».
«Ибо не ведают, что творят»
Итак, у инвентаризационной комиссии Минкульта отсутствуют полномочия для проверки и описи имущества, поскольку нет на руках решения суда. Иск о недопустимости расторжения договора аренды подан представителями УПЦ в Хозяйственный суд Киева. Известно, что суд – дело небыстрое, и пока он продлится, ситуация будет пребывать в подвешенном состоянии. Но официальной власти вкупе с псевдопатриотическими формированиями не терпится побыстрей закрыть этот не дающий им покоя вопрос. Поэтому недавно было заявлено, что насельники-«москали» отныне не вправе посещать пещеры под монастырским комплексом, где находятся захоронения святых, почитаемые иконы и прочие религиозные реликвии. А на монастырских воротах при въезде и выезде сотрудники полиции с некоторых пор стали проверять содержимое багажников и осуществлять личный досмотр пассажиров.
По поводу москалей – это не фигура речи. КС Украины предписывает соблюдать «как соответствующий нормам Конституции» закон 2018 года, согласно которому религиозная организация, имеющая свой центр за пределами Украины, должна в наименовании содержать название этого центра. Дело в том, что УПЦ о «разводе» с МП хоть публично и заявила, однако светскому руководству страны решения синода мало: ему, видите ли, не декларации, а формально-юридический акт об отделении подавай! Пока же его нет, всё остаётся по-старому. Ах вы не хотите, чтобы вас называли, как раньше, Украинской православной церковью Московского патриархата? Пожалуйста – будем тогда называть вас Русской православной церковью в Украине!
Многие прихожане открыто заявляют, что будут поддерживать монахов. В последние дни, несмотря на ненастную погоду, сотни людей из чувства солидарности регулярно посещают церковную службу в монастырском Крестовоздвиженском храме…
Встали бы из своих могил печерские старцы, да поглядели б, что в XXI столетии вытворяют их далёкие потомки! Или, наверное, нет, уж лучше пусть не встают…
Так что вот по какой причине данная проблема обеспокоила россиян и оставила приктически равнодушными тех же американцев. Потому что Киево-Печерская лавра – православная святыня, на которую посягают «православные» супостаты. И мы хотим, чтобы одна из колыбелей христианского православия принадлежала не им, а нам, как встарь. Однако это эмоции, а эмоции, как говорится, к делу не пришьёшь.
Все что сейчас происходит, было неизбежно, и даже слишком странно, что так не скоро после начала СВО. В данном аспекте происходит не противостояние церковных концессий или веры, а искоренение Московской епархии с украинских земель.
То что церковь была втянута в политические иигрища считаю не то что не приемлимым, а даже низким… Духовных людей гнать и унижать нельзя.