Выгоден ли России «бесхозный» статус Абхазии и Южной Осетии?

В связи с визитом в Москву лидеров Южной Осетии и Абхазии Алана Гаглоева и Аслана Бжании в медиа-пространстве оживились разговоры по поводу вероятного присоединения этих самопровозглашённых территориальных образований к России. Что же касается Приднестровской Молдавской республики (ПМР), то она в данном контексте пока не рассматривается хотя бы потому, что у неё с РФ нет общей границы.

Выгоден ли России «бесхозный» статус Абхазии и Южной Осетии?

Относительно данной проблематики некоторая часть политологов выдаёт желаемое за действительное, а заинтересованные в сближении политики строят планы, которые могут и не сбыться. Чтобы Южная Осетия и Абхазия вошли в состав РФ, им необходимо пройти определённую процедуру. Как известно, независимость этих республик Россия признала ещё в 2008 году. Однако данный фактор формально-юридически ничего не гарантирует в интеграционном смысле.

Стать новым субъектом Федерации не так уж просто

Ключевое условие принятия нового субъекта – соблюдение государственных интересов Российской Федерации. Если верховная власть посчитает, что это проиворечит интересам державы, процесс не запустится. Таким образом, необходимо присутствие обоюдного согласия на базе договора о принятии в состав РФ иностранного государства по инициативе последнего. Однако такой договор уполномоченные лица вправе подписать, руководствуясь результатами предварительно проведённого референдума о вхождении. Хотя, строго говоря, организация и проведение плебисцита – прерогатива исключительно обратившейся стороны. Принимающей стороне достаточно получить от неё предложение на имя Президента РФ, который официально уведомит об этом обе палаты Федерального Собрания, а также Правительство.

После обсуждения следует подписание соответствующего международного договора, который затем президент направляет в Конституционный Суд с запросом о проверке соответствия его положениям Конституции. Если нормы соблюдены, договор ратифицируется Госдумой. Помимо этого, обеими палатами парламента отдельно принимаются два правовых акта: Федеральный закон о ратификации международного договора и Федеральный конституционный закон о принятии в Российскую Федерацию нового субъекта. Лишь после этого присоединение новых территорий будет считаться состоявшимся. Многолетний исторический опыт сидетельствует, что все эти процедурные мероприятия по сути представляют собой не более чем финальные формальности. Главное – наличие у власти политической воли и желания положительно решить вопрос после завершения подготовительной работы.

Не упустить момент

Многие наблюдатели называют Южную Осетию и Абхазию чемоданами без ручки, имея в виду их скудную и отсталую промышленность, неразвитую инфраструктуру. Однако может так произойти, что в случае нерасторопности России вместо неё эти чемоданы подберёт кто-то другой. Ибо стратегическую важность двух полупризнанных республик, находящихся на западе и в центре Кавказа с прямым выходом в Закавказье, трудно переоценить. Особенно это касается Абхазии, расположившейся на черноморском побережье. До потенциального противника Турции (которая, между прочим, является членом НАТО) – 200 км по прямой. Пока страной правит Р.Т. Эрдоган, в регионе наблюдается нормальная обстановка. Но кто поручится, что с его уходом здесь не возникнет очередной очаг напряжённости, тем более что военной базы в Армении нам, видимо, скоро придётся лишиться?

Помнится, на рубеже девяностых-двухтысячных Сергей Доренко, характеризуя интерес и актуальность украинского потенциала для России, заявил, дескать, на Украине нет ничего существенного и заслуживающего внимания, нас могут там привлекать разве что транспортные пути и порты. Однако Сергей Леонидович ошибался (или лукавил): не коммуникации и перевалочные базы здесь основное, а степень лояльности населения. И если люди настроены по отношению к России дружелюбно, их надо делать своими гражданами, тем более что наших сторонников и симпатиков, по правде говоря, не так уж много даже среди соседей.

Хотят ли жители этих республик стать россиянами – вопрос риторический. Тот, кому «посчастливилось» жить в серой буферной зоне, в непризнанном статусе, с ограничениями благ цивилизации, меня поймёт.

Обычно когда политические комментаторы делают ошибочный прогноз, они оправдываются: «Против законов большой политики мы бессильны». До сих пор по данной теме было известно лишь о двусторонних консультациях, носивших декларативный характер, на уровне парламентских комитетов. В общем, поживём – увидим, ведь до предполагаемого часа «Х» 22 февраля ждать осталось недолго…

Обсуждение: 2 комментария
  1. Антон

    Присоединение Абхазии и Южной Осетии к России может представляться выгодным с точки зрения расширения территории и укрепления влияния, однако решение об этом должно соблюдать интересы Российской Федерации и проходить через определенную процедуру, включая проведение референдума и ратификацию международного договора. Важно помнить, что принятие нового субъекта в состав РФ должно быть обоюдным согласием и не должно противоречить интересам страны. Поэтому, принимая решение о присоединении, Россия должна взвешивать все факторы и последствия данного шага.

  2. Татьяна

    Помимо выгоды России в присоединении этих стран (а выгода несомненное есть), должно еще быть желание жителей Абхазии и Южной Осетии это сделать. Не знаю как осетины, но часто бывая в Абхазии, вижу, что этим вообще всё фиолетово. Им и так хорошо, день прошел и ладно. Они достаточно пассивны. Поэтому, сложно пока представить, что они когда-нибудь будут в российских границах.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Что будем искать? Например,Путин

Мы в социальных сетях